
Удивительным был 2020 год, в котором моровая язва должна была истребить человеческий род. Одни, в полном бессилии перед ней, заперлись в темницах и завязали себе рты, надеясь что смерть от голода и удушья застигнет их раньше, чем ужасная смерть от чумы. Другие же, тщетно пытаясь сотворить преосуществление в гранёном стакане, предсказывали избавление, не то через 3.5 года, не то через 70 лет. Не впадая во всеобщую панику, автор сего блога решил как обычно есть мясо и пить вино, говоря: comedamus et bibamus, cras enim moriemur.
В то время латиняне пали в совершеннейшую ересь, по сравнению с которой меркнет filioque: они перестали праздновать Рождество, тем самым, подобно гностикам, докетистам и монофизитам, отрицая человеческую природу Христа. Под страхом страшной расправы они запретили празднование, даже в частном порядке. Одной из немногих стран, в которых была дозволена хотя бы рождественская трапеза, оказалась протестантская Швеция, куда я и поехал.
Я остановился в самом центре Стокгольма, на острове Гамла Стан. Главная площадь города — Стурторьет.

Мне повезло, что в вечер после Рождества выпал снег, и получилась эта красивая фотография.
На этой красивой, почти сказочной площади в 16 веке произошла знаменитая кровавая баня. Суть такова: датский король Кристиан II хотел восстановить Кальмарскую унию, а по факту — захватить Швецию. Чтобы Стокгольм быстрее сдался, Кристиан пообещал не убивать сторонников независимости, но после коронации взял и убил, как раз на этой площади. После кровавой бани Густав Ваза возглавил восстание за независимость Швеции и стал королём
С площади виден стокгольмский собор.

Собор впервые упомянут в 13 веке, но постройка чуть более поздняя — 14-15 веков, а в 17 веке ещё и украшена в стиле барокко. Внутри собор выглядит вот так.

В центре стоит серебряно-черный алтарь 17 века. Хотя с этой фотографии сложно разгядеть, самая нижняя серебряная рельефная картина — это Тайная вечеря.

По пути к алтарю находится королевская ложа и кафедра. В этом соборе проходят коронации и свадьбы королевской семьи. Надо же им где-то сидеть? Сидят на деревянных стульях 17 века.
Кафедра проповедника изготовленна в 1700 году, тоже из дерева. Под ней находится кенотаф Олауса Петри. Олаус Петри — шведский реформатор. В правление Густава Вазы он начал служить в этом соборе на шведском языке, а не на латыни.

Сзади находится орган. Сам орган новый, 1960 года, но внешнее украшение — 18 века. Для меня в своё время было сюрпризом узнать, что на всех красивых органах трубы которые мы видим — декоративные и не звучат, а сам музыкальный инструмент находится позади.

Слева от алтаря — главная достопримечательность собора: деревянная статуя конца 15 века: святой Георгий побеждает дракона. Сделана она в честь победы Стуре старшего над датчанами (это было ещё до кровавой бани), и св. Георгий здесь символизирует самого Стуре. Сзади неё находится картина Давида Клёкера «Последний суд» (1696 года).

Я сфотографировал лишь фрагмент этой картины. Блудница и золотая чаша, золотая.

Ещё рядом находится гроб знаменитого военачальника Еспера Крууса и его семьи.

Потолок собора — тоже красивый. Стрельчатые арки в стиле поздней готики.

Ещё здесь есть картина, не подписанная, но похожая на искушение святого Антония.

Гораздо более знаменитая картина — Ложное солнце.

В задней части храма находится вотивный корабль.

Ещё сзади находится глобус со свечками. И тайная вечеря.

Собор стоит прямо перед королевским дворцом.

И собор и дворец находятся на площади Слоттсбакен. Вот так вся площадь выглядит с противоположного острова.

Здесь меня ждало небольшое разочарование: хотя в Швеции никто не носил намордники, а рестораны и храмы были открыты, музеи оказались закрыты. Поэтому внутрь дворца я не попал, а читателям останутся лишь фотографии еды, храмов и улиц, но не музейных экспонатов и шикарных интерьеров.
Возле входа охранник позирует туристам, съехавшимся со всей обезумевшей Европы.

К югу от дворца, к востоку от Стурторьет находится Купеческая площадь. На улочке находится множество магазинчиков с красивыми витринами. Мне больше всего понравилась эта.

На самой площади находится копия статуи св. Георгия.

Чуть к югу от площади — небольшой стейк хаус.

Этот стейк хаус не отмечен в гидах, но у него были хорошие отзывы на трипадвайзоре. Я сюда зашел перед самым отъездом из Стокгольма.

Напоследок я выпил кофе с ликёром. Называется он здесь «кофе Карлсон». Вероятно из-за вертолётов, если им злоупотреблять.

Ещё южнее находится Железная площадь. На ней находится аж два хороших кафе. Одно — историческое кафе, самое старое в городе, основано в 1785 году. Но и до этого здесь был трактир.

В листовке которую мне дали в кафе написано что это был поставщик королевского двора. И однажды они чуть даже не предотвратили покушение на короля Густава III.
В центре зала здесь стоит самовар с, внезапно, кофе, а не чаем. Я взял чай (не из самовара) и миндальное печенье. Кроме меня в зале сидела лишь небольшая компания русских, вероятно живущих в Швеции, и громко обсуждавших, что раньше в это время здесь было не протолкнуться, а сейчас здесь сидит только одинокий турист.

Напротив этого исторического, есть новое кафе. Оно тоже хорошее.

Красивое и уютное внутри.

Вот то что я взял на полдник. Имбирное печенье известно далеко за пределами Швеции. А вот эта $-образная булочка — называется булочкой Люси. Она готовится с шафраном специально на Рождество. Печенье Сара Бернар даже подписано. Это миндальная меренга покрытая шоколадом, сделанная в честь знаменитой французской актрисы. Это печенье тоже часто готовится в Швеции на Рождество.

Неподалёку находится самая узенькая улочка города — улица Мортена Тротцига.

По этому переулку можно выйти прямо к одноименному ресторану и улице Västerlånggatan.

Хотя рестораны в Швеции были открыты, сложностей избежать не удалось. Так как сюда на Рождество понаехали со всей Европы, к тому моменту как я стал планировать поездку, все рестораны с мишленовскими звездочками были забронированы полностью на все окрестные недели. Мишленовские рестораны без звездочек были доступны, но не на само Рождество. На рождественский ужин был доступен лишь один (!) ресторан, именно этот Мортен Тротциг, в гидах не отмеченный.
Ресторан оказался хорошим, пусть и не настолько как мишленовские. Зато здесь подавали такие шведские блюда, которые я не видел в других ресторанах. На закуску здесь был бутерброд с майонезом из креветок с икрой и красным луком с лимоном. Это блюдо было впервые создано в 50-е шведским шефом Торе Вретманом.

Главное блюдо — филе оленя c брусничным джемом, портвейновым соусом и фасолью. То что справа похоже на жареную поленту на самом деле запеканка из картошки с сыром.

На десерт ещё одно шведское блюдо похожее на панна котту. По идее готовится из молозива, но это сделано из простого молока и яиц. То что справа похоже на негрони с ложечкой — это чай (пил по-русски прищуриваясь).

Неподалёку находится Немецкая церковь святой Гертруды. Она построена в 17 веке на месте немецкой купеческой гильдии.

Внутри церковь украшена в стиле барокко.

Алтарь 17 века. В центре — изображение Тайной вечери.

Справа — орган, реконструкция 2004 года органа 17 века.

Под органом — витражи.

Деревянная перегородка расписана различными сюжетами. Есть здесь Лука и Клеопа, идущие в Эммаус.

На южной частси острова — площадь Зерновой гавани. На ней стоит памятник Энгельбректу Энгельбректссону, местному аналогу Вильгельма Телля.

Пройдя по набережной на север острова выходим к дворцу дворянского собрания 17 века. Рядом — памятник Густаву Вазе.

Рядом, на острове Ридархольмен, находится церковь Риддархольмена — самая старая церковь города (13 век). Увы, она была закрыта.

На площади рядом с церковью — памятник Биргеру Ярлу, основателю Стокгольма. Это тот самый Биргер, которому Александр Невский проткнул лицо копьём.

На набережной находится памятник Эберту Тобу. А позади виднеется здание стокгольмской ратуши, в которой проходит вручение нобелевской премии.

К востоку от Гамла Стана находится остров Шеппсхольмен. Здесь пришвартовано множество кораблей, в том числе древних, таких как этот парусный корабль Чапман 19 века.

Вот закрытый Королевский Институт Искусства. На входе статуи льва и кабана.

Рядом находится островок Кастельхольмен. Здание давшее острову имя — эта небольшая крепость.

Вид на соседний остров Юргорден и Музей Ваза.

На острове Юргорден расположенж парк и множество известных музеев с редкими экспонатами. Но увы, музеи были закрыты, поэтому на этом острове я был лишь два раза. Оба — чтобы поужинать в мишленовских ресторанах.
Вот ресторан Улла Винблад. Назван в честь персонажа песен Карла Мельмана. Сюда я пришел на свой первый ужин в Стокгольме. Оказалось это отличное место для знакомства со шведской кухней.
Здесь красивые и по-деревенски уютные интерьеры.

Закуска — асорти из лосося. Ассорти из сырой рыбы — лосося или сельди — это типичное шведское блюдо, особенно на Рождество. Здесь лосось представлен в трёх видах: маринованый, копченый и салат.

Очень необычное шведское блюдо — лутфиск. Это треска, вымоченная в щелочи, а затем в воде (чтобы избавиться от щелочи). На вид похоже на обычное филе трески, но на вкус и запах — вкуснее. Подаётся с гарниром — зеленый горошек, картошка и жареный бекон.

Так как я был голоден с дороги, взял ещё и стейк. Стейк — он везде стейк. Здесь он покрыт масляным соусом.

Что мне понравилось в Швеции: если съедено слишком много, чтобы вместить десерт, но сладкого хочется — можно взять небольшую конфету.

Неподалёку находится другой ресторан с двумя звездочками Мишлен — Oaxen Krog. Но он был полностью забронирован, пришлось бронировать бистро при нём — Oaxen Slip. По приходу оказалось, что оба ресторана расположены в одном зале. Потому я кушал, наблюдая за теми, кто организовывал своё путешествие раньше чем я.

Вообще, то что я забронировал называется Рождественский буфет. То есть, по идее это должно было быть шведским столом. Но из-за нашествия чумы буфет заменили на рождественское меню.
Вот первая закуска — ассорти из сельди. Здесь есть и копченая, и маринованная с луком, с облепихой, с горчицей и с укропом.

Вот уже знакомое ассорти из лосося. Здесь ещё добавили немного икры и кусочек приготовленного лосося.

Мясная тарелка — рождественская ветчина, сало, паштет, колбаса, копченый ягненок, кровяная сосиска из оленя.

Вот уже знакомый лутфиск. От предыдущего отличается тем, что картошка не почищена, а бекон смешан с горошком.

Это как-бы главное блюдо с гарниром — знаменитые шведские котлеты, княжеские сосиски, кусочек мяса маринованного в имбире и пожаренного.

На десерт — мороженое с мюслями, миндальный чизкейк и ракушка с миндалём и джемом.

В следующей части вас ждёт десять тысяч первоклассных фотографий плюшек из Вазастана и других районов города.
no subject
Date: 2021-08-22 12:30 pm (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Еда (https://www.livejournal.com/category/eda?utm_source=frank_comment), Лытдыбр (https://www.livejournal.com/category/lytdybr?utm_source=frank_comment), Путешествия (https://www.livejournal.com/category/puteshestviya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2021-08-22 12:31 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-22 12:36 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-22 02:41 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-23 07:02 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-27 02:50 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-23 07:02 pm (UTC)Пир во время чумы. (Стокгольм, Швеция). Часть 1: Гамла Ста
Date: 2021-08-23 07:03 pm (UTC)no subject
Date: 2021-08-29 02:40 pm (UTC)Я была в Стокгольме очень давно, из еды запомнила только рыбную юшку на местном рынке — нас водили туда проникнуться экзотикой. Юшка классная, напоминает марсельский буйабес.
no subject
Date: 2021-08-29 07:39 pm (UTC)Увы, никаких супов не видел даже :( В следующий раз попробую.
no subject
Date: 2021-11-10 03:20 am (UTC)